Гидрореабилитация: как вода помогает детям с ДЦП, аутизмом, синдромом Дауна и после травм

Одно из направлений работы нашей школы — оздоровительное плавание. У нас есть группы для детей с искривлением позвоночника, а также индивидуальные программы по гидрореабилитации для малышей с более серьезным диагнозами. Подробно о том, что это такое и каких результатов позволяет достичь, рассказывает специалист по детской гидрореабилитации и адаптивному спорту Татьяна Гончарова

— Что такое гидрореабилитация? С какими диагнозами работает?

— Ответ на первый вопрос лежит в самом названии техники. Под словом “гидро” принято понимать водный ресурс. “Реабилитация” означает вмешательство в физическое состояние человека какими-либо сторонними вспомогательными действиями, направленное на то, чтобы вернуть человеку здоровье, вернуть его к полноценной жизни.

По длительности и организации процесса реабилитация бывает двух видов — курсовая и пожизненная. Между ними есть большая разница. Курсовая реабилитация – это интенсивный, но кратковременный процесс, который меняет физическое состояние человека. А пожизненная, то есть постоянная реабилитация – это процесс куда более мягкий, но длительный и интервальный.

Приведу пример. Гидрореабилитация позволяет восстановиться после операций и добиться улучшений для детей с такими диагнозами, как ДЦП, аутизм, синдром Дауна, с различными неврологическими проблемами. Если говорить о реабилитации послеоперационного периода, ее цель зачастую — вернуть подвижность какой-либо части тела. И это курс. Если же говорить о детках с ДЦП, то обращаются за постоянной помощью, чтобы сгладить острые проявления болезни. И это пожизненная реабилитация.

Вода напрямую воздействует на мышечный тонус, на спастические действия организма. Но в отличие от массажа в воде это воздействие осуществляется более мягко: ребенку не так больно, взаимодействовать с водой приятно, она помогает приспосабливаться к новым процессам, которые даются тяжело.

Допустим, ребенок не умеет ходить. Его погружают в бассейн — тело становится легче. В воде он выделяет ту группу мышц, с которой может работать, и у него появляется долгожданная свобода движений. На днях один такой ребенок сказал мне — “Татьяна, я чувствую себя, как в космосе”.

Для ребенка складывается такая картина: то, что он не может делать в повседневной жизни, он может делать в воде. И это приносит ему большую радость. Когда рад ребенок, родители тоже очень рады. И это непередаваемые эмоции.

В целом реабилитация – это жизненно необходимый процесс. Дети с особенностями развития постоянно ездят по назначению врача на определенные комплексные программы. И обязательной их частью практически при каждом выезде становится гидрореабилитация. При этом, не обязательно, что это будет плавание. Зачастую это специальный комплекс упражнений, направленный на определенную группу мышц, с которой нужно работать. Для каждого ребенка этот комплекс составляют индивидуально.

 

— Кто такие гидрореабилитологи? Где их готовят? Какие методики они используют?

— Гидрореабилитологов готовят в университетах, на кафедре спортивной культуры, где можно получить образование по направлению адаптивной физической культуры.

Реабилитолог – не врач, у него нет медицинского образования, он не ставит диагнозы, он с ними работает. Но у него есть глубокое понимание адаптивного строения человека – как работают мышцы, как рождаются различные процессы в организме. С помощью определенных физических упражнений он может стабилизировать тело человека и вывести его на определенный уровень.

Методик очень много. И все они очень интересные. Я работаю с классическим подходом, который дают в университете. Кроме того, использую программу Ольги Гуляевой, курсы которой посещала дважды.

У Ольги очень тонкое понимание того, как вода воздействует на организм детей с ДЦП. Это целое искусство. Тот, кто никогда не находился такое количество времени в воде, вряд ли поймет, как плоскость воды может расслабить одну группу мышц и напрячь другую. Работа с этим процессом и ее результаты заслуживают восхищения.

Сегодня эта практика превращается в отдельное направление. Но оно только начинает активно развиваться. 20 лет назад, когда Гуляева начинала свой гидрореабилитационный период, у нее не было детей, с которыми она могла бы заниматься, потому что семьи с детьми с диагнозом ДЦП были закрытой категорией. Таких детей не хотели показывать в обществе. Их скрывали. И только сейчас в мире об этом стали говорить открыто и появились специалисты, которые готовы помочь и облегчить жизненный процесс такого ребенка, вывести его в социум.

Таким образом, гидрореабилитолог работает не только с телом ребенка, но и с тем, как семья воспринимает его состояние. Он помогает родителям адаптироваться к жизни с особенным ребенком, чтобы они не боялись заявлять о нем, ведь детки с ДЦП бывают совершенно разные. У каждого затронута какая-то своя группа мышц. У кого-то только руки, у кого-то только речевой аппарат. Такие детки также могут великолепно рисовать. Они очень хорошо сочиняют стихотворения. Они выделяются среди других, но я бы не назвала их инвалидами, потому что это далеко не так. Они просто не такие, как другие дети. И им обязательно нужно давать возможность для самореализации в обществе.

Да, бывают очень сложные детки. Если у ребенка затронута ЦНС и он не разговаривает, не дает понимания, то реабилитация будет идти медленно и тяжело. Ребенок может никогда не заговорить, но он будет общаться глазами, жестами.

Но есть и другие примеры. У меня есть детки, которые в 3 года не умели ходить, а уже в 9 лет, благодаря родителям и обширному количеству специалистов, они разговаривают, ходят в школу и в некоторых сферах очень талантливы.

 

— Какие перспективы гидрореабилитация дает при восстановлении после травм и операций?

— Раскрою этот вопрос на примере. В настоящее время я работаю с девочкой, которая вместе со своей семьей попала в аварию, в результате чего у нее парализовало нижние конечности. Врач посоветовал родителям начинать восстановление с легких движений в воде. Ребенку 8 лет. В ванной они это делать не могут. Поэтому ее для начала привели в детский бассейн.

Полгода она провела, занимаясь в бассейне с обычным тренером. Реабилитационного эффекта это не дало, была только польза от самого взаимодействия с водой. Позже родители задались целью найти грамотного специалиста гидрореабилитолога, который понимает особенности процесса и знает, что должно происходить на каком этапе. Они обратились за помощью ко мне. Мы стали заниматься.

Чтобы ребенок задвигал ножками после тяжелой травмы, нужно работать не только с ногами. Работа начинается с головы. Потому что нервный импульс идет сверху вниз, из центра на периферию.

Чтобы укрепить импульс мы придумали игру. Я трогала ее в разных места под водой и она должна была с закрытыми глазами понять, где я ее трогаю. Мы гладили, придавливали, щипали кожу, сгибали и разгибали ноги. Многое пробовали.

Долгое время от пояса до пальцев она вообще ничего не чувствовала. Спустя 3 месяца тактильных техник и гидрореабилитации, чувствительность стала восстанавливаться. Нервный импульс стал давать результат.

Сейчас девочка еще не ходит. Но у нас появились первые успехи. Если раньше она вообще не могла пошевелить ногами, сейчас она начала совершать амплитуду ногами в воде. Начала чувствовать прикосновения на пальчиках ног.

Отмечу, что этим техникам я ни у кого не училась. Конечно, есть базовые знания. Но все остальное – это интуитивные наработки, которые приходят с опытом. 

 

— Что родителям нужно учесть при походе к гидрореабилитологу? Нужно ли готовиться? Когда ждать первых результатов?

— Зачастую такие родители еще более осознанные, чем те, которые приводят ребенка просто плавать. У них есть цель. И они понимают, что эта цель может быть не то чтобы недосягаемой, но требующей очень долгой работы. 

Особой подготовки к занятиям не нужно. Главное – желание и правильно настроенный ребенок. Если родители будут настраивать его на негатив, то ребенок к занятиям будет относиться плохо. В таких случаях я рекомендую родителям одно: переубедите своего ребенка, покажите ему, что ему это нужно, что ему это понравится, что это огромный плюс для него.

Когда ребенок искренне верит в то, что он делает, у него действительно это получается. Если пробовать снова и снова, то начнет получаться. Нужно просто постепенно с уверенностью идти к этому.

При этом не только родитель должен оказывать психологическую поддержку своему ребенку. Здорово, когда тренер тоже верит в прогнозируемый положительный результат.

О сроках. Когда родители спрашивают, сколько времени они потратят на занятия, я предлагаю не делать каких-либо заключений. Мы будем надеяться, что это произойдет тогда-то. Но гарантировать мы не можем. Потому что это комплекс работы и в нем участвует не только тренер. Бывает такое, что детки быстро себя раскрывают. Но бывает и наоборот.

Я занималась с ребенком-аутистом. Это был очень закрытый мальчик, он не разговаривал. Когда ему было 6 лет, его привели в детский бассейн на индивидуальное занятие. Ему потребовалось много времени, чтобы войти со мной в контакт. Но буквально за 3 месяца регулярных занятий он начал говорить. Как это объяснить?

По словам мамы, когда они приходят в обычный центр, ему нравится, он что-то делает, специалист тоже с ним находится наедине. Но в этой комнате у его есть пространство – у него есть угол, у него есть стол, он может сам передвигаться и он сам в себе замыкается. В бассейне так быть не может. Если ребенок не может плавать, он вынужден положиться на человека, который с ним рядом. Ему приходится открыться. Бассейн и вода ограничивают его действия и сближает его с тренером. Невозможно просто оставить ребенка в бассейне с игрушкой. Ему нужно объяснить, как двигаться и плавать, как работать работать ногами, как дышать, как играть. Сразу возникает контакт. И это действительно работает. Это проверенные факты и многие родители это видят.

То есть, в зависимости от диагноза, результат может быть разным. Эффект может быть получен как с первого занятия – ребенок может что-то новое почувствовать, совершить для себя какие-то открытия. А может придется ждать несколько недель, месяц до первого результата — в случае сложного диагноза.


Подведем итог. Гидрореабилитация – это не просто набор универсальных упражнений для каждого диагноза. Это понимание принципов того, как устроен организм, и поиск решения в каждом конкретном случае. Теоретически с любыми сложными диагнозами по опорно-двигательной системе или неврологическими диагнозами можно приходить в бассейн и прорабатывать их.

Приходите! Запись на индивидуальные занятия открыта.

 

Запишитесь на пробное занятие!

Пробная тренировка для детей – 600р., взрослых – 750р.

Оставьте заяву – мы свяжемся с вами в тот же день, предложим бассейн/время.