Грудничковое плавание: ответы тренера на частые вопросы мам и пап

Беседа с инструктором по раннему и грудничковому плаванию Татьяной Гончаровой длилась больше 2 часов — так много вопросов мы хотели раскрыть для вас. Ближайшие недели делимся с вами полученными знаниями. Тема этого материала — частые вопросы мам и пап.

Путь

— Здравствуйте, Татьяна. Расскажите для начала о себе. Как вы попали в эту сферу? Каким был ваш путь к ней?

— Изначально я сама пловец, у меня есть разряды, увлекаюсь плаванием с 5 лет. Не могу сказать, что я мечтала стать тренером в детстве. Скорее уже в более осознанном возрасте поняла, чем я могу заниматься. Все произошло спонтанно.

Будучи студенткой я устроилась в детский центр, меня хотели взять на должность администратора. Но была открыта еще одна вакансия. В резюме я указала, что занималась плаванием. Поэтому мне предложили научиться работе с маленькими детками, обучать их плаванию. Позже я решила, что было бы здорово как-то это подкрепить и поступила в Институт физической культуры и адаптивного спорта, где я уже непосредственно училась реабилитологии, педагогике, детской психологии и другим дисциплинам.

На данном этапе у меня есть образование реабилитолога. Я магистр, автор методического пособия по работе с лицами, имеющими проблемы с дыхательной системой. Писала его на основе трехлетней работы с ребенком с диагнозом муковисцидоз. Это редкие детки. В России их всего около 7000. Многие даже не знают, что это такое. И этот опыт вдохновил меня на то, чтобы проработать эту проблему. Людям с таким диагнозом нужна помощь. Их нужно выводить в массы. И сегодня в России есть лишь узкий круг людей, которые изучают эту болезнь, помогают с ней справляться и выводят работу с такими детьми на нужный уровень.

Что касается грудничкового плавания, по нему высшего профессионального образования пока не существует. На данный момент есть различные ассоциации, которые принимают людей, уже владеющих определенной базой – это может быть медицинское образование, педагогическое, спортивное и также есть курсы, которые позволяют развиваться в этом направлении.

Полную информацию об образовании и опыте работы Татьяны читайте в нашей статье «Сертифицированный тренер – залог безопасности вашего ребенка».

 Грудничковое или раннее?

— Вы являетесь членом Международной Ассоциации поддержки и развития раннего и грудничкового плавания. А чем раннее плавание отличается от грудничкового?

— Раннее плавание — это занятия с детьми примерно от 2 до 6 лет. До 2 лет – это грудничковое плавание. Определяется это деление тем, какие у ребенка есть навыки, что он может уметь. 

 В Aqualastica есть занятия для обеих возрастных групп. Ребенок может прийти в 3 месяца и научиться в год уже двигаться под водой, нырять, задерживать дыхание. Или прийти в год и ему понадобится чуть больше времени на освоение, но он также все освоит. 

Когда начинать

— В каком возрасте лучше приходить на плавание?

— Это решает не тренер. Это должны решить родители. Каждый родитель своего ребенка чувствует лучше. Если ребенок увлечен, если ему нравится вода, то начать можно и в 3 месяца, и в 2,5 месяца. Но нужно подходить к этому моменту очень осознанно – для чего именно вашему ребенку нужно плавать.

Возможно у ребенка есть какие-то патологии – это мышечный тонус, кривошея. Тогда на ранних этапах – да, действительно приходят к специалисту и говорят “у нас кривошея, нам врач посоветовал посещать детский бассейн” или “у нас есть мышечный тонус и нужно его расслабить”. Как известно, вода является универсальным средством, которое может и расслабить, и напрячь мышцы. Ни один массажист не может сделать того, что может сделать вода вместе с грамотным специалистом, который в воде проработает ту группу мышц, которую необходимо.

Если ребенок здоров, вода и ему принесет пользу. Раннее плавание способствует всестороннему физическому развитию – от двигательного до речевого аппарата. Те кто плавает, начинают раньше разговаривать, раньше вставать, своевременно переворачиваться, сидеть. Плавание – это развивающая среда, которая дает ребенку возможности для новых видов активности.

Особенности программы

— Каковы особенности плавания для детей разного возраста? Отличается ли чем-то программа занятий в 3 месяца, в год, в 2 года?

— Обучающий процесс в бассейне в любом из этих трех возрастов строится индивидуально. Нельзя сказать, что если ребенку полгода, то с ним нужно делать то-то и то-то. Но есть список запретов, чего делать нельзя. Например, до полугода нельзя детей резко дергать – у них еще не сформировались суставы. В остальном, если у ребенка своевременное развитие, все в порядке, то с каждым месяцем работы с ним комплекс упражнений усложняется.

Допустим ребенок пришел в 3 месяца. Как показывает практика, в полтора года он может уже свободно плыть 3-4 метра, задерживать дыхание. Это говорит о том, что он не боится делать самостоятельные движения в воде. Если ребенок пришел в год, обещать ему, что к тому же возрасту, к полутора годам, то есть через полгода, поплывет – нельзя. Потому что у него меньше навыков, меньше умений, чтобы делать все эти осознанные движения.

Что радикально отличается по возрастам: если ребенок пришел рано (до 4 месяцев), то он не будет бояться и он будет много уметь. А ребенок который пришел позже, к нему будет более мягкий подход и будет чуть более долгий период обучения. Лучше приходить раньше. 

 Подготовка

— Как подготовиться малыша к первому занятию в бассейне?

— Если ребенок совсем маленький (до года), то лучше всего просто привыкать к температурному режиму. Скорее всего родитель, который купает своего ребенка, использует воду температуры 36-37 градусов, чтобы ему было максимально тепло. У маленьких деток теплообмен очень медленный, поэтому их нужно готовить постепенно снижая температуру воды в ванной. В бассейне по требованиям СанПиН температура 32-33 градуса. Лучше чтобы ребенок к этому уже был готов. И ему было бы комфортно в воде такой температуры.

Бывает такое, что ребенок приходит на первое занятие, родители использовали дома одну температуру, в бассейне другая, в итоге у ребенка стресс. Организм не может выработать достаточное количество тепла и малыш плачет. Родители зачастую думают, что ребенку не нравятся занятия, а ему просто холодно. Мы в таких случаях объясняем, что нужно попробовать еще 2-3 раза, чтобы организм адаптировался. Но лучше, когда ребенок подготовлен заранее дома.

 Время

— Как часто и как много нужно плавать малышам?

— Единой рекомендации нет. Новичкам и здоровым деткам, чтобы не было чрезмерной нагрузки на организм, я рекомендую начинать с 2 раз в неделю по 30 минут. Если есть какие-то нарушения, например слабые мышцы спины и ребенку необходимы занятия, то это могут быть посещения через день — 3-4 раза в неделю. 

По длительности — занятие длится полчаса, потому что первые 10 минут ребенок привыкает, потом 15 минут с ним можно делать упражнения, играть и уже завершать занятие. Это время для него оптимально. Если брать 45 минут, то ребенку до 6 лет этого времени много. Его тяжело занять, он быстро переутомляется.

Те, кто плавает с 3 месяцев и занимается по 30 минут 2 раза в неделю, подрастая до года в перерывах уже скучает, с нетерпением ждет следующего похода в бассейн. 

Продолжение следует. А записаться на занятия лучше уже сейчас! 😉

 

Пробная тренировка –
БЕСПЛАТНО!

Оставьте заяву – мы свяжемся с вами в тот же день, предложим бассейн/время

Записаться на пробную тренировку